В.Кленов «Мыльный камень»

Печать

Белая Тара из мыльного камня.
Тибет, 17 век.
Высота: 10, 8 см.

Изготовление высокохудожественных изделий из мыльного камня (другие его названия агальматолит, стеатит) известно в Китае с древних времен. Из него делала декоративные и бытовые вещи.
Отличительной особенностью мыльного камня является богатая цветовая гамма. Он может быть и белым, и серым, коричневым или желтым, зеленоватым, красным или темно-вишневым. Камень этот непрозрачный, легко поддается обработке.
Из агальматолита делали и делают буддийские фигуры, однако в музейных и частных собраниях антикварных буддийских фигур из него сохранилось на несколько порядков меньше, чем изделий из бронзы. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, большие фигуры из мыльного камня при ударе легко раскалываются, требуют реставрации, что сразу снижает их ценность. Во-вторых, для высокохудожественных буддийских фигур наиболее подходит цвет «слоновой кости», который встречается редко. В-третьих, эти фигуры очень сложно точно датировать, поскольку создать копию из камня со старинной бронзовой буддийской фигуры, взятой в качестве образца, не составляет труда.
Тем не менее, время от времени превосходные изящные буддийские фигуры из мыльного камня, сделанные в 17 и 18 веках, появляются на ведущих мировых аукционах. Эти фигуры датируются по внешним признакам, характерным для бронзовых аналогов соответствующего периода.
Н аукционе Кристи (Нью-Йорк, 20 марта) была выставлена фигура Тары Белой высотой чуть меньше 11 см. Эксперты честно признались, что ее датировали по аналогии с бронзовой пластикой Тибета 17 века. Фигура была оценена в 4-6 тыс.долларов, однако в силу каких-то причин (сомнения в датировке?) не нашла своего покупателя.
Помимо высокохудожественных буддийских скульптур на рынке Китая продается огромное количество поделок, созданных наспех, предназначенных для массового потребителя и стоящих крайне дёшево.