В.Кленов «Серебро и буддийское искусство»

Печать
Серебро в жизни китайцев долгие столетия играло чрезвычайно большую роль, поскольку из этого металла чеканились серебряные монеты, то есть крупные деньги. В дальнейшем они разменивались на медные деньги, на которые и совершались текущие покупки. История хождения серебряных денег самым тесным образом переплетена с историей китайского общества и государства и еще полностью во всех деталях не доступна за пределами Китая.

Что же касается использования серебра в буддийском искусстве, то изделия из этого драгоценного металла встречаются намного реже, чем изделия из бронзы. В музейных собраниях буддийских изделий из серебра подавляющее большинство предметов датируются 18-19 веками. Будды, целиком выполненные из серебра, ранее 13-14 веков встречаются крайне редко.

В 18 веке тибетский буддизм пользовался покровительством китайских императоров, и на буддийскую пластику императорский двор денег не жалел. Ценились редкие изысканные изделия, достойные имперской коллекции. В 18 веке в Китае вошло в моду заказывать буддийские фигуры, ступы, молитвенные барабаны из серебра – металла намного более дорогого, чем бронза. До наших дней подобных предметов сохранилось не так много.

В коллекции галереи «Евразия» имеется прекрасная фигура Авалокитешвары второй половины 18 века, изготовленная из серебра. Это скульптурное изображение высотой 25 см. полностью соответствует иконографическому образу Авалокитешвары в форме Экадашамукха. Характерная особенность данного образа – одиннадцать ликов, девять из них располагаются тремя рядами, по три головы в каждом, Десятый лик с гневным выражением представляет защитника буддийского Учения — дхармапалу. На самом верху расположена голова Будды Амитабхи. Качественное литьё, правильное пропорциональное соотношение частей скульптуры, тщательно проработанная задняя поверхность скульптуры позволяют отнести это произведение к лучшим образцам тибето-китайской культовой пластики 18 века.