В.Клёнов — Купить раннюю буддийскую фигуру из золоченой бронзы

Печать
На мировом антикварном рынке большинство ранней буддийской скульптуры представлено из камня. Китайские коллекционеры, однако, больше всего ценят фигуры из золоченой бронзы. Дело в том, что они руководствуются иконографическим каноном изображения Будды, состоящим из 32 признаков великого существа. Пункт 14 этого канона гласит, что цвет тела будды — золотистый.

Общепризнано, что самая ранняя датированная фигурка сидящего Будды из золоченой бронзы находится в знаменитом Музее азиатского искусства Сан-Франциска (S.-F. Asian art Museum) в разделе «Коллекция А.Брундаджи» (Brundage). На ней проставлена дата 338 г.н.э. Как отмечают искусствоведы, на этой фигуре еще явно заметно греко-римское влияние.

Будда
Китай, 338 г.н.э.
Бронза, литьё, прочеканка, золочение, натуральный пигмент.
Высота 39,4 см.

Еще две ранние и большие по размеру буддийские фигуры являются экспонатами в знаменитом художественном музее Гарварда (США), в разделе коллекции М.Саклера.

Будда Шакьямуни
Китай, 3-4 века нашей эры,
Бронза, литье, прочеканка, гравировка, золочение.
Высота 32 см.

Данная фигура изображает Будду Шакьямуни сидящим и погруженным в медитацию, о чем свидетельствуют, в первую очередь, закрытые глаза и положение рук на коленях божества. Восемь удлиненных треугольников, расположенных на спине, означают восемь языков пламени, возникших от жара тела, во время медитации. Будда изображен с усами, на лбу персонажа помещена урна, а макушку украшает ушниша сложной формы.
Выражение лица, в совокупности с усами, а также многочисленными складками на одеждах и нестандартной ушнишей — все это свидетельствует о сильнейшем влиянии на творчество безымянных китайских мастеров искусства Гандхары. Вместе с тем цветы лотоса на постаменте и парные львы шицзу, изображенные там же, свидетельствуют о китайском стиле в декорировании скульптуры. Постамент и фигура отлиты как единое целое.

Еще один образец ранней буддийской скульптуры из золоченой бронзы из того же музея

Сидящий Будда
Китай, датирован 484 годом н.э.
Бронза, литьё, прочеканка, золочение.
Высота 37 см.

Будда изображен сидящим в позе лотоса на крайне сложном по конструкции постаменте. На макушке очень большая ушниша. Волосы изображены с большой долей условности. У Будды отсутствует урна. Впрочем, и на фигурах Будды более позднего времени урна иногда по какой-то не понятной нам причине отсутствует.

Получив по фотографиям какое-то минимальное представление о ранних буддийских скульптурах из золоченой бронзы, зададимся вопросом о том, реально ли купить предметы такого уровня на мировом антикварном рынке.
Как представляется, вещи подобного уровня должны существовать а значит время от времени выходить в свободную продажу. Буддизм в Китае уже в IV веке превратился из иностранного вероучения в религию, получившую признание в самых разных слоях общества. С этого же времени появились сотни и тысячи монастырей, для которых было необходимо создать великое множество буддийских фигур.
Однако жизнь в те далекие времена была крайне неспокойной; одни императоры поддерживали буддизм, в то время как другие относились более чем прохладно и даже, подчас, враждебно. Ко всему прочему общая обстановка была далека от идиллической. Население Китая было вынуждено отражать нашествия варваров. а монастыри и города восстанавливать после разрушительных пожаров и землетрясений. В это неспокойное время при возникновении угрозы буддисты первым делом спасали самое ценное, что у них было — тексты буддийских сутр и буддийские фигуры. По традиции, их закапывали в землю. Впоследствии, нередко, эти клады оказывались бесхозными, ибо монахи, закапывавшие эти сокровища в условиях строжайшей тайны, погибали и не могли передать знания о тайнике своим последователям.
С распространением специального поискового оборудования шансы на обнаружение подобных кладов постоянно возрастает, но следует иметь в виду законодательство стран, регулирующих работу с раскопочными произведениями искусства.

В галерее «Евразия» находится крупнейшая коллекция Будд в свободной продаже